Что такое качественный электронный курс с точки зрения ТренингСофт?

1. Методическая проработка

Главное — обучающемуся должна быть ясна цель изучения курса — логика подачи и отработки материала должна работать на достижение этой цели. Причем лучше тот курс, который достигает своих учебных целей за меньшее время и с меньшими трудозатратами для обучающихся. Но поскольку никакое развитие не дается безусильно, под трудозатратами мы понимаем не обучение без труда, а вовлечение обучающегося в процесс освоения материала, стимулирование в нем азарта — тогда с точки зрения обучающегося это перестаёт быть в тягость, не воспринимается как трудозатраты.

Это достигается за счет многих факторов:

понятная структура материала на уровне глав и содержимого обучающих модулей;

очевидная и интуитивно понятная навигация по курсу и внутри учебного модуля. Например, недопустимы «головоломки» из серии «Что мне еще нужно сделать на этом слайде? Куда еще тут надо кликнуть, чтобы мне уже разрешили перейти к следующему слайду?» Мы считаем правильным избавить слайд от запутывающих навигационно-оформительских объектов, пожирающих время и терпение обучающихся;

стиль изложения, соответствующий изучаемой теме (например, стиль курса по продажам может быть более легким, чем курса по управлению финансами предприятия);

подача теоретического материала сопровождается разумным количеством поясняющих примеров, иллюстрирующих применение теории;

должны быть все значимые элементы: заголовки, структурирующие материал учебного модуля; необходимые пояснения (например, к использующимся терминам), чтобы устранить препятствия к пониманию материала; подведение промежуточных итогов и др.

связность изложения информации: вводная часть перетекает в объяснения, сопровождающиеся примерами, потом отработка, самопроверка, обратная связь, углубляющая понимание материала и так далее по всем ключевым моментам курса.

 

2. Отработка материала

ТренингСофт важное значение уделяет тренинговой составляющей учебного курса, то есть заданиям, которые выполняет обучающийся, чтобы применить полученные знания на практике. Задания стимулируют вовлеченность в освоение материала и используются не только для закрепления и отработки, но и для мотивации на обучение, наглядно обосновывая, почему мы именно сейчас переходим изучению той или иной темы.

Задания не должны даваться ради заданий, а должны соответствовать изучаемой теме, в каждом случае решая конкретную дидактическую задачу.

 

3. Интерактивность

Под интерактивностью (от англ. interaction — «взаимодействие») мы понимаем контакт между обучающимся и автором курса. Например, когда в процессе очного тренинга тренер после краткого изложения теории задает вопрос: «Как вы считаете, как лучше поступить в описанной ситуации?» — он переходит от чтения лекции к интерактивности, стимулирует через обсуждение понимание, усвоение, интерес.

Неправильно считать интерактивностью анимацию или фоновую картинку с активными зонами из серии «кликайте по сегментам этой пирамиды и читайте поясняющий текст».

 

4. Оформление

Оформление имеет большое значение для усвоения материала. Текст курса должен быть грамотно отформатирован: аккуратно, без отвлекающих излишеств, но с необходимым выделением заголовков, подзаголовков, списков и прочих элементов, формирующих структуру материала — это то, что облегчает его усвоение.

Также мы избавляем наши курсы от развлекающее-отвлекающих элементов, не несущих дидактической функции. Будучи ярыми приверженцами увлекательных и содержательных курсов, мы делаем акцент на смысловом содержании курса и на интерактивности «обучающийся — автор курса».

Если картинка помогает пониманию, мы ее обязательно используем, но избегаем использовать картинки только лишь для того чтобы курс выглядел более пёстрым.

Курсы в оформительском стиле «много картинок и мало текста» хороши лишь для некоторых специфических типов курсов, например, во вводном курсе о компании для новых сотрудников, когда важнее мотивационная составляющая. Обучающая же эффективность таких курсов обычно ниже.

В целом, если элемент курса работает на достижение целей курса, его правильно использовать. Если какой либо элемент бесполезен, мешает, раздражает или отвлекает — правильно от него избавиться.