Постоянно — с 1998 г. — усовершенствуя методику, мы нацелены на создание курсов с непрерывным вовлечением обучающихся: в выполнение заданий, анализ ситуаций и диалогов, выбор верных решений. Такой подход позволяет обучающимся глубже вникать в темы, делая при этом процесс обучения легким, увлекательным и результативным.
В 2019 г. мы полностью обновили каталог наших курсов. Сегодня он содержит 65 готовых электронных SCORM курсов, актуальных с содержательной, методической и технической точек зрения.
Главное — обучающемуся должна быть ясна цель изучения курса — логика подачи и отработки материала должна работать на достижение этой цели. Причем лучше тот курс, который достигает своих учебных целей за меньшее время и с меньшими трудозатратами для обучающихся. Но поскольку никакое развитие не дается безусильно, под трудозатратами мы понимаем не обучение без труда, а вовлечение обучающегося в процесс освоения материала, стимулирование в нем азарта — тогда с точки зрения обучающегося это перестаёт быть в тягость, не воспринимается как трудозатраты.
Это достигается за счет многих факторов:
• понятная структура материала на уровне глав и содержимого обучающих модулей;
• очевидная и интуитивно понятная навигация по курсу и внутри учебного модуля. Например, недопустимы «головоломки» из серии «Что мне еще нужно сделать на этом слайде? Куда еще тут надо кликнуть, чтобы мне уже разрешили перейти к следующему слайду?» Мы считаем правильным избавить слайд от запутывающих навигационно-оформительских объектов, пожирающих время и терпение обучающихся;
• стиль изложения, соответствующий изучаемой теме (например, стиль курса по продажам может быть более легким, чем курса по управлению финансами предприятия);
• подача теоретического материала сопровождается разумным количеством поясняющих примеров, иллюстрирующих применение теории;
• должны быть все значимые элементы: заголовки, структурирующие материал учебного модуля; необходимые пояснения (например, к использующимся терминам), чтобы устранить препятствия к пониманию материала; подведение промежуточных итогов и др.
• связность изложения информации: вводная часть перетекает в объяснения, сопровождающиеся примерами, потом отработка, самопроверка, обратная связь, углубляющая понимание материала и так далее по всем ключевым моментам курса.
ТренингСофт важное значение уделяет тренинговой составляющей учебного курса, то есть заданиям, которые выполняет обучающийся, чтобы применить полученные знания на практике. Задания стимулируют вовлеченность в освоение материала и используются не только для закрепления и отработки, но и для мотивации на обучение, наглядно обосновывая, почему мы именно сейчас переходим изучению той или иной темы.
Задания не должны даваться ради заданий, а должны соответствовать изучаемой теме, в каждом случае решая конкретную дидактическую задачу.
Под интерактивностью (от англ. interaction — «взаимодействие») мы понимаем контакт между обучающимся и автором курса. Например, когда в процессе очного тренинга тренер после краткого изложения теории задает вопрос: «Как вы считаете, как лучше поступить в описанной ситуации?» — он переходит от чтения лекции к интерактивности, стимулирует через обсуждение понимание, усвоение, интерес.
Неправильно считать интерактивностью анимацию или фоновую картинку с активными зонами из серии «кликайте по сегментам этой пирамиды и читайте поясняющий текст».
Оформление имеет большое значение для усвоения материала. Текст курса должен быть грамотно отформатирован: аккуратно, без отвлекающих излишеств, но с необходимым выделением заголовков, подзаголовков, списков и прочих элементов, формирующих структуру материала — это то, что облегчает его усвоение.
Также мы избавляем наши курсы от развлекающее-отвлекающих элементов, не несущих дидактической функции. Будучи ярыми приверженцами увлекательных и содержательных курсов, мы делаем акцент на смысловом содержании курса и на интерактивности «обучающийся — автор курса».
Если картинка помогает пониманию, мы ее обязательно используем, но избегаем использовать картинки только лишь для того чтобы курс выглядел более пёстрым.
Курсы в оформительском стиле «много картинок и мало текста» хороши лишь для некоторых специфических типов курсов, например, во вводном курсе о компании для новых сотрудников, когда важнее мотивационная составляющая. Обучающая же эффективность таких курсов обычно ниже.
В целом, если элемент курса работает на достижение целей курса, его правильно использовать. Если какой либо элемент бесполезен, мешает, раздражает или отвлекает — правильно от него избавиться.